История развития верхового коневодства в мире

Формирование и особенности пород верховых лошадей

История развития верхового коневодства в мире

Лошади верховых пород впервые появились в странах Ближнего Востока, где конь тесно переплелся с культурой человека.

Специализация коневодства в этом направлении еще в доисторические времена дала миру персидские, туркменские породы, из которых в более позднее время появились арабские, турецкие, ахалтекинские скакуны, а также все европейские и мировые породы. Экстерьер верховой лошади менялся с военными требованиями и был специфичен для регионов.

Современный спортивный мир лошадей в большей степени представлен чистокровной верховой – мировым продолжением развития английской породы, отличающейся сильным развитием мышц, крупностью форм и быстрыми аллюрами.

История верховых лошадей на протяжении своего развития неоднократно менялась – то укрупнялись породы, то наоборот отбор велся по уменьшению размеров и повышению скаковых качеств.

Как бы то ни было, но главная и единственная цель выведения верховых коней – возможность передвижения в седле.

Разумеется, подобный вид передвижения можно осуществить на лошади любого типа, даже тяжелоупряжного, но получить желаемую скорость и маневренность, такие важные для боя, нельзя.

Происхождение – первые породы

Использовать лошадь для передвижения верхом начали с момента ее одомашнивания. Но на первых парах доместикации не было дифференциации скота – это были универсальные животные, используемые для сельскохозяйственной работы, тягловой упряжи и езды верхом.

Появление наиболее специализированных коней связано с образом жизни восточных народов.

Азиатские кочевники, в отличие от европейских народностей, не имели привязанности к определенному месту обитания, а постоянно мигрировали вместе с табунами и стадами своих животных в поисках лучших пастбищ.

Первые верховые лошади были небольшого роста и не отличались грациозностью форм. Но по мере увеличения кочевых племен им нужны были новые земли, для чего требовалось вести военные действия. Тут и произошел первый поворот – нужны были сильные и быстрые лошади, а сами азиаты обходились небольшим скарбом, поэтому выносливость не стала приоритетным направлением селекции.

Постепенно ряд племен под влиянием местной культуры ассимилировался и стал оседать на земле. Но навыки коневодства не просто сохранились, а значительно улучшились.

Теперь лошади стали использоваться только для военных походов – а армейский обоз доставлялся быками, верблюдами или другими тягловыми животными.

Особых успехов в породообразовании добились персы и туркмены, давшие начало персидской и ахалтекинской породам, которые стали родоначальниками большинства современных типов.

Рыцарский период

В Европе селекция шла по совершенно иному пути. Большая часть лошадей была сельскохозяйственного назначения, а в армии основной ударной силой была пехота. Кони отличались сравнительно крупными размерами, меньшей скоростью передвижения и большей силой и выносливостью.

Выведение более легких и резвых лошадей останавливала особенность армии. В отличие от восточных племен, европейцы использовали тяжелые доспехи, поэтому арабские и другие легкие лошади не могли полностью соответствовать военным требованиям.

Но в то же время рыцари активно захватывали арабских скакунов – это была не просто желанная добыча, но и очень ценный приз. С первым крестовым походом на территорию Европы было завезено несколько тысяч первоклассных кобыл и жеребцов, давших первое улучшение скаковых качеств коней Старого Мира.

Верховые породы лошадей отличаются грациозностью движений и гармоничностью форм, эти животные идеально приспособлены для скачек.

Но знакомство европейцев с восточными породами произошло еще раньше. В 8-9 веке полчища мусульман вторглись на территорию современной Испании, положив начало длительной ее оккупации.

В течение всего этого времени на землях басков господствовали арабские скакуны, которые вытесняли местный тип коней, также положительно зарекомендовавший себя в боях.

Но именно из гибрида испанской лошади и арабской (также отмечается вливание берберийской и ахалтекинской крови) получилась удивительная порода – андалузская, знаменитая в мире своим необычным шагом.

Легкая кавалерия

Начиная с 16-17-го веков, в войсках активно распространяется огнестрельное оружие. Использование тяжелых доспехов уже не имеет такого смысла как раньше, поэтому в кавалерии делают акцент на стремительность атак, а не на сокрушительный удар. На конезаводы начинают активно завозить арабских и ахалтекинских жеребцов.

Значительных успехов в коневодстве добились в Англии. Популярная в настоящее время чистокровная верховая получена путем скрещивания местных кобыл и восточных жеребцов и последующим длительным разведением «в себе» гибридных особей с желательными качествами.

Полученные лошади превосходили по массе и росту арабских скакунов, но также выделились в сравнении с ними в верховых качествах. Хорошо поставленная селекционная работа позволила уже к 19-му веку подчинить всю отрасль мирового животноводства.

Под влиянием сформировавшейся английской верховой были выведены лучшие современные породы лошадей:

  • тракененская;
  • французский рысак;
  • стандартбредная лошадь;
  • буденовская;
  • карачаевская;
  • голштинская.

Русский верховой тип

В России верховых лошадей начали активно использовать лишь в послемонгольскую эпоху. До этого на Руси не было сильно развито коневодство – местные лесные породы не отличались высоким ростом (до 145 см) и скаковыми качествами. Большая часть поголовья была представлена сумными (вьючными) и тягловыми животными, лишь в княжеских владениях были верховые кони для нужд государя и дружины.

Многими историками отмечается нехватка лошадей как один из факторов поражения при монгольском нашествии. Первые зачатки скакового коневодства происходят при Дмитрии Донском, решившим строить армию на татарский манер с преобладанием конницы (большая часть лошадей была именно азиатского происхождения).

Во времена Ивана Грозного открываются конезаводы, создается конюшенный приказ, ведающий делами государственных лошадей. Это способствовало увеличению поголовья верховых коней.

Значительный массив лошадей формируется на южных рубежах страны – в донских и днепровских степях, где оседали казаки. На конец семнадцатого века казаки могли выставлять войско свыше 20 тысяч всадников.

Местные лошади стали основой для формирования донской породы.

Расцвет конезаводства происходит в петровские и последующие времена – непрерывно открываются новые заводы, активно завозится племенное поголовье (арабские, персидские, немецкие, английские), улучшается селекционная работа. Первой заводской породой становится орловская верховая, родоначальниками которой стали арабский жеребец Сметанка и туркменский Салтан первый.

Сравнение современных пород

НазваниеПроисхождениеЭкстерьерные особенности
АрабскаяАравийский полуостров, 1-2 тысячелетие до нашей эры.В холке до 155 см (большая часть до 145 см). Отличаются характерным высоким поставом хвоста, сухим телосложением, тонкой шеей и небольшой головой.
Ахалтекинская2 тысячелетие до н.э. на территории современной Туркмении.Близкие по виду к арабским лошадям, но с опущенным хвостом. Выделяются необычным «лебединым» изгибом шеи. В холке до 160 см.
Персидская2 тысячелетие до н.э. на территории современного Ирана.Красивые грациозные животные с сухим телосложением и выраженным мышечным каркасом.
Чистокровная верховая17-18-века в Англии.Самая распространенная современная порода, используемая на всех значимых спортивных соревнованиях. Выделяется среди предыдущих большим ростом (до 165 см) и массой. Это сильные животные, развивающие большую скорость и показывающие высокие скаковые качества.
Тракененская18-19 века в Восточной Пруссии.Выведена путем смешения чистокровной верховой, арабской и немецкой пород лошадей. Высокие и сильные животные, приближенные к английским. В холке до 170 см, пясть в обхвате до 22 см. Много животных вороной масти.
БуденовскаяПолучена в 20-м веке в СССР путем улучшающего скрещивания донской породы арабской и чистокровной.Сильные верховые лошади, длительное время соперничавшие с английскими. В холке до 165 см, пястье до 22 см в обхвате. Упадок породы произошел в послевоенные и перестроечные годы.
Кабардинская20-й век юг России.Улучшенный тип местных вьючных лошадей арабскими и английскими скакунами. Основная масть гнедая (до 50%). В холке до 155 см, хорошее развитие мускулатуры, свислость зада.
Донская16-18-й века, юг России.Крепкие животные среднего роста – до 155 см. Выведены донскими казаками и улучшенные государственными заводчиками. Характеризуются спокойным нравом, хорошей обучаемостью.

Верховые лошади относятся к быстроаллюрным, это облегченный тип массой в 350-550 кг. Характеризуются легким плечевым поясом и сильным крупом. Тело узкое, квадратного формата на длинных конечностях. Голова небольшая, но у некоторых пород (кабардинская) может быть крупная. Большая часть животных отличается живым нравом, нередко буйным.

Кони высоки в холке и крупе, хорошее развитие мускулатуры и поджарый живот характеризуют породу. Ноги сухие, подкожный жир не развит, обхват пястья – до 20 см, копыта среднего размера. Масти у лошадей верхового типа могут быть любыми, но чаще встречаются гнедые особи.

Источник: https://yarus-spb.ru/skot/loshadi/porody/verhovie.html

Характеристика и история развития лошадей русской верховой породы

История развития верхового коневодства в мире

Русская верховая порода является гордостью коневодства России. Эти лошади были выведены специально для верховой езды, животные сочетают в себе лучшие качества многих пород со всего мира, которые использовались при разведении этой линии.

Русская верховая порода была практически утеряна, но благодаря долгой и кропотливой работе заводчиков удалось восстановить те качества, которые были присущи ее представителям в период расцвета племенного содержания.

Характеристики породы: внешний вид и нрав

Масть большинства лошадей вороная, более редко встречаются гнедые и караковые особи. Шерсть однотонная средней длины и густоты. На теле отсутствуют отметины и вкрапления других цветов, даже на носках. Даже малейшие пятна считаются пороком и показателем смешивания кровей. Хвост достаточно длинный, грива негустая.

Рост колеблется в районе 163-165 см. Животное имеет длинную шею, голова среднего размера с выразительными глазами. Отчетливо просматривается развитая мускулатура на достаточно изящных ногах. Копыта имеют правильную форму, и твердый рог. Щетки на ногах отсутствуют или практически незаметны. Порода имеет характерный экстерьер корпуса, с глубокой грудью и короткой мощной спиной.

Эти животные являются золотой серединой между изящными рысаками и массивными лошадьми, что дает им идеальный баланс между скоростью, выносливостью и силой.

Для этих лошадей характерна высокая способность к выездке, что не удивительно ведь они созданы специально для верховой езды.

Движения животного очень плавные и аристократичные, особенно четко это просматривается в аллюре.

Взрывная мощь и выносливость, характерная для этих лошадей, в сочетание с глубоким цветом масти делает породу все более популярной не только в кругах спортсменов, но и среди любителей.

Русская верховая имеет спокойный темперамент. Покладистая по отношению к человеку. С удовольствием идет на сближение, но в меру любопытная и неназойливая. Хорошо поддается воспитанию и обучению для выступлений. Может быть достаточно самостоятельной, поэтому первые выезды лучше делать опытному наезднику.

Эти качества делают представителей породы частыми призерами на соревнованиях, поскольку лошадь сравнительно легко приучается к дисциплине, что в сочетании с ее характеристиками рысака, дает положительный результат для спортивных выступлений.

Сейчас порода используется для соревнований и конных прогулок. Хотя изначальная цель выведения заключалась в создании кавалерийской лошади для ведения боевых действий с высокой скоростью и маневренностью.

к оглавлению ↑

История выведения породы

Создателем этой породы лошадей является граф Алексей Орлов-Чесменский. Начало новой линии было положено в 70-х годах XVIII века. Граф, пользуясь своим высоким положением, смог собрать в конюшне лучших представителей рысаков того времени.

Поскольку он был военным генералом, то во время участия в боевых действиях, ему также удалось получить трофейных животных. Императрица Екатерина II дополнительно передала ему в распоряжение двух жеребцов полученных ею в подарок от персидского шаха.

Имея таких представителей для племени, графом был проведен отбор животных, которые обладали желаемым экстерьером и характером. Были собраны представители следующих пород:

  • испанской;
  • датской;
  • неаполитанской;
  • английской;
  • арабской;
  • турецкой:
  • персидской;
  • туркменской.

Граф стремился получить кавалерийского рысака, обладающего высокими скоростными показателями в сочетании с выносливостью. В качестве основы он выбрал двух жеребцов. Первый конь (Сметанка) был представителем арабской породы, его стоимость на тот момент была оценена в 60 000 рублей, что являлось баснословной суммой. Вторым прародителем породы стал жеребец Салтан туркменского происхождения.

К сожалению, непривычные к российскому климату, племенные жеребцы не смогли пережить зиму. Работу по выведению новой породы продолжили их потомки.

Одним из самых ярких их представителей стал Салтан II, который обладал желаемым экстерьером, но имел рост всего 155 см, и не проявлял особого желания к обучению высшей школе верховой езды.

По причине его силы и выносливости, граф принял решение компенсировать недостатки коня скрещиванием его с более покладистыми кобылами.

При жизни граф очень привязался к жеребцу Свирепый II, который был сыном Салтана II. Этот конь обладал нужным экстерьером, и в отличие от своих братьев был добродушным и покладистым, что совершенно не соответствовало его имени. Орлов ездил на жеребце до конца жизни, поэтому слуги дали ему второе имя – Графский.

Линия Графского позволила получить лучшего жеребца-производителя всех времен для породы русская верховая по кличке Яшма. Вторым по значению стал рысак Фелькерзам I, потомок жеребца Сметанки.

к оглавлению ↑

Графом было било получено восемь линий. Четыре из которых пошли от Салтана II, и столько же от Фалькерзама I. В результате проделанной селекционной работы удалось вывести два направления – верховое и рысистое.

Орловский завод охотно продавал представителей верхового направления, а вот рысаки придерживались. Второе ответвление получило название – русский рысак.

В результате верховая линия получила массовое распространение в стране. Ее производители использовались на государственных заводах, и большинство армейских лошадей имели орловское происхождение.

Орлов обладал большим талантом селекционера, и был первым кто применил на практике метод сложного скрещивания.

В результате линия лошадей начала обретать качества характерные для современных представителей.

к оглавлению ↑

Смешивание Орловских и Ростопчинских лошадей

После смерти Орлова, его конюшни были переданы в казну. Со временем на завод была возложена дополнительная обязанность по разведению породы графа Ростопчина. В 1860 году две породы было объединено в одну. В результате полученные особи обладали качествами, значительно превосходящими их показатели в чистом виде. Порода получила свое современное название – русская верховая.

Экономический упадок привел к вырождению племенного поголовья, но завод, чтобы не уронить престиж, отказался от приобретения представителей своей породы у других, что еще больше усугубило ситуацию.

С приходом Первой мировой войны, а затем и гражданской, было утеряно множество представителей породы. Когда в 30-40-х годах ХХ века было принято решение ее возродить, то удалось найти всего 10 чистокровных представителей и еще 145 полукровок.

Эти меры смогли только немного поддержать поголовье, не дав ему навсегда исчезнуть.

В 1955 году началась массовая реализация животных в совхозы, где они использовались в качестве рабочей силы и в чистокровном разведении не участвовали. Это привело к полному исчезновению многих ярких и перспективных представителей, которые так и не оставили пригодное к разведению потомство.

к оглавлению ↑

Возрождение породы

К счастью, русская верховая порода была восстановлена благодаря усилиям кафедры коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Для племенного использования не осталось чистокровных лошадей, поэтому использовались рысаки тех пород, которые выбрал для селекции граф Орлов.

Начиная с 1978 года проводились постоянные работы по восстановлению. Использовались в основном жеребцы полукровки, а также арабские и верховые. В качестве одного из производителей был взят русский рысак Игранный, который тоже являлся потомком старой линии графа. И уже в 1999 году восстановленная порода была внесена в реестр.

В результате тяжелой обстановки в стране, и отсутствия необходимости в верховых лошадях в советское время, порода была практически утеряна. И если бы все это время ее развитием занимались так же упорно, как это делал основатель граф Орлов, то даже трудно представить каких высот удалось бы достичь.

Вам все еще кажется, что избавиться от сердечно-сосудистых заболеваний невозможно?

Источник: https://fasaddomstroy.ru/sad-i-ogorod/harakteristika-i-istoriia-razvitiia-loshadei-rysskoi-verhovoi-porody.html

Развитие верхового коневодства в мире: породы мира, коневодство в России

История развития верхового коневодства в мире

Лошадь издревле была верным помощником человека.  Она значительно повысила скорость его передвижения, дала возможность перевозить больше грузов на более далекие расстояния, а также давала мясо, молоко и шкуры. Переоценить вклад лошадей в развитие человеческой цивилизации – невозможно.

Если говорить об этих животных как личном средстве передвижения, то первые лошади верховых пород были одомашнены на Ближнем Востоке, где кони прочно вошли в традиционную культуры населяющих его народов.

 Верховое направление коневодства еще до нашей эры дало миру такие породы, как персидская и туркменская, которые стали родоначальниками арабских, турецких и  ахалтекинских скакунов, ставших впоследствии прародителями практически  всех современных верховых пород мира.

 Загрузка …

Черты экстерьера таких  лошадей отличались друг от друга в зависимости от климатических условий конкретного региона и специфических требований, предъявляемых к ним армиями разных стран. Самой быстрой верховой породой в мире на данный момент является чистокровная верховая, чьими предками были английские скаковые лошади.

История мирового верхового коневодства

Внешний вид и рабочие характеристики верховых лошадей в процессе своего развития менялись неоднократно – то упор в селекционной работе делался на увеличение габаритов животного, то, напротив, ставилась цель уменьшения размеров в угоду скоростным качествам. Но, в любом случае, основной задачей коневодов было получение животных, максимально хорошо приспособленных для ходьбы под седлом.

Конечно, сесть верхом и поехать можно практически на любом коне, даже тяжеловозе, но для использования в военных целях нужны были быстрые, маневренные и выносливые лошади, способные не только быстро доставить воина на поле боя, но и помочь ему выжить в сражении.  Поэтому верховое направление в коневодстве издавна выделилось в отдельную отрасль.

Первые в мире верховые породы

Ездить на лошадях верхом люди начали практически сразу, как только одомашнили этих животных. Однако первое время разделения пород на верховых и упряжных не существовало.

Одни и те же кони использовались как для верхового передвижения, так и для работы в упряжке при перевозке грузов или вспашке земель.  Именно верховая специализация появилась благодаря кочевому образу жизни народов Ближнего Востока, которые, в отличие от большинства европейских, не имели четкой привязанности к конкретному месту своего проживания.

Им приходилось постоянно передвигаться с места на место вслед за табунами своих лошадей в поисках лучших выпасных угодий. А это требовало высокого уровня мобильности, чтобы успевать за этими животными.

Первые чисто верховые кони были низкорослыми и особой грацией и изяществом не отличались. Однако, со временем, кочевым племенам региона стало тесно на ограниченной территории, и за новые земли пришлось воевать друг с другом. Это и послужило первым толчком к началу серьезной селекции.

Для успешного ведения войн понадобились более резвые и сильные кони, а, поскольку арабские кочевники много вещей с собой не возили, выносливость в этом случае отошла на второй план.

Ещё по теме: Отличия коней иноходцев от обычных лошадей

Со временем некоторые кочевые племена ассимилировались в культуру завоеванных ими территорий, и перешли к оседлому образу жизни.

При этом они не только не растеряли наработанный коневодческий опыт, но и значительно его приумножили.

 Жизнь на одном месте позволила заменить лошадей в обозах другой тягловой силой (верблюдами, быками и т.д.), и кони стали исключительно верховыми военными животными.

https://www.youtube.com/watch?v=TnJbeqvz7Hs

Первыми серьезными успехами могли похвастаться древние коневоды Персии и Туркмении, кропотливая селекционная работа которых дали миру первые по настоящему верховые породы коней – персидскую (арабскую) и ахалтекинскую.

Именно эти виды скакунов стали родоначальниками почти всех современных скаковых пород.

Появление легкой кавалерии

Эпоха рыцарства закончилась с появлением в шестнадцатом-семнадцатом столетии огнестрельного оружия. Ношение тяжелых доспехов потеряло свой смысл, и армии понадобились кони для быстрых стремительных ударов. Европейские конезаводы начинают активно скупать лошадей ахалтекинской и арабской пород.

Наиболее заметным в те времена вкладом в верховое коневодство отметилась Англия.

Длительная и кропотливая селекционно-племенная работа английских коневодов позволила получить отличных верховых лошадей английской скаковой породы, которые были выведены методом скрещивания кобыл местных пород с восточными жеребцами, с последующим разведением внутри породы гибридов, отобранных в соответствии с заданными критериями.

Ещё по теме: Какие бывают породы лошадей?

Английские верховые кони были крупнее и сильнее своих восточных предков, и отличались от них улучшенными верховыми качествами. Успешная селекция уже к девятнадцатому веку привела к тому, что англичане стали фактически законодателями мировой моды в верховом коневодстве мира.

Именно английские верховые животные стали родоначальниками таких известных в современном мире верховых лошадей, как:

  • чистокровная верховая:
  • стандартбредная;
  • французский рысак;
  • тракененская;
  • голштинская;
  • карачаевская;
  • буденновская и так далее.

Развитие коневодства в России

Массово верховые лошади на Руси стали использовать после эпохи татаро-монгольского ига.

До тех пор, пока орды верховых воинов не вторглись на территорию русских племен, русские лесные лошади, которые  были низкорослыми (до 145-ти сантиметров) и медленными, использовались в качестве тягловой силы и на сельскохозяйственных работах. Только правители тех времен (князья) и воины их дружин использовали коней для верховой езды.

По мнению большинства историков, именно дефицит лошадей в русской армии того времени сыграл ключевую роль в поражениях от татаро-монгольских орд, которые попросту были гораздо мобильнее и быстрее передвигались на поле боя.

По мнению специалистов, первые шаги русское верховое коневодство стало делать при Дмитрии Донском, который перестроил свою армию на восточный манер (с преобладанием конных воинов).

Большую часть лошадей для этого была азиатского типа. Недаром именно ему удалось положить конец почти трехсотлетнему господству восточных ханов.

В эпоху правления царя Ивана Грозного на территории Руси стали  открываться конезаводы, было создано особое министерство (конюшенный приказ), которое отвечало за все, что связано с государственными лошадьми.  Отечественное поголовье верховых коней значительно возросло.

 Много этих животных было сосредоточено в южных областях русского государства – в степях Придонья и в окрестностях Днепра, где издревле проживали казаки. В конце  семнадцатого столетия казацкое войско насчитывало более двадцати тысяч конных воинов.

 Именно местные казацкие  лошади и стали родоначальниками такой известной русской породы, как донская.

Петровская и постпетровская правления ознаменовалась настоящим расцветом отечественного коневодства.

Именно в это время на территории нашей страны стали массово открываться племенные конезаводы, укомплектованные лучшими породами лошадей того времени – персидскими, английскими, арабскими и немецкими).

При Екатерине Второй в нашей стране появилась первая заводская русская порода – орловская,   родоначальниками которой были легендарные кони того времени – арабский жеребец Сметанка и туркменский конь по кличке  Салтан Первый.

Вплоть до свержения самодержавия, наша страна входила в число мировых лидеров в этой отрасли.

Общая численность российского лошадиного поголовья доходила до 40-ка миллионов особей – практически треть от мирового стада.

Однако, Первая мировая и последовавшая за ней Гражданская война нанесли громадный ущерб отечественному коневодству.

Численность поголовья катастрофически уменьшилась. Государственная поддержка позволили не только сохранить, но и восстановить поголовье этих животных в нашей стране. Тогда же появились новые отечественные породы – буденновская, карачаровская и другие.

Ещё по теме: Интересные факты о лошадях Пржевальского

Затяжной спад отечественного коневодства начался после Великой Отечественной войны, за годы которой погибло более 10-ти миллионов русских лошадей.

Кавалерия как род войск была упразднена, в народном хозяйстве коня сменил трактор, и коневодство стало постепенно хиреть. Окончательный удар по этой отрасли нанес распад Советского Союза и последовавшие за ним в РФ «лихие 90-е».

В 2015-ом году общая численность российских лошадей составляла всего 1 миллион 374 тысячи голов.

Появление богатой прослойки россиян дало толчок к развитию племенного и спортивного направления этой отрасли. Модный и престижный вид досуга сформировал спрос на элитных коней и привлек в отрасль солидные инвестиции, поэтому на современное развитие верхового коневодства в нашей стране  специалисты смотрят со сдержанным оптимизмом.

Современное состояние верхового коневодства в мире

Поскольку роль лошади как тягловой силы и средства передвижения в современном мире крайне мала, лошади постепенно заняли нишу в области зрелищных видов спорта. Конно-спортивные состязания чрезвычайно популярны во всем мире.

В нашей стране интерес к ним тоже постепенно растет. Кроме того, активно развивается конный туризм и верховая охота.

Совокупность этих факторов и формирует спрос на чистопородных верховых лошадей, вследствие чего племенное и спортивное направление  этой отрасли занимают достойную нишу в современной мировой экономике.

Стоимость чистокровных лошадей с хорошей родословной, имеющих в своем активе победы на престижных скачках, а также их потомков,  составляет несколько миллионов долларов, что делает верховое коневодство выгодным с коммерческой точки зрения. По всему миру селекционеры продолжают работу по сохранению и улучшению «чистых» верховых пород, стремятся развивать их лучшие качества, а скачки собирают миллионы зрителей во всех уголках земного шара.

Коневодство в России развито еще недостаточно, однако, как уже упоминалось выше, тенденция в целом – положительная.

Богатый опыт отечественных коневодов и традиционная любовь наших людей к этим животным позволяют надеяться на возрождение отечественного табуна.

responded with an error: Bad Request

Источник: https://GoFerma.ru/zhivotnovodstvo/loshadi/razvitie-verhovogo-konevodstva-v-mire.html

История коневодства

История развития верхового коневодства в мире

Ученые не могли сказать точно, когда началось коневодство. Очевидно, первый этап — первоначальное одомашнивание — начался примерно 5—6 тысячелетий назад у кочевых народов, населявших территории теперешней южной Сибири, Казахстана, Монголии. Более определенно известно, что уже примерно 4000 лет назад домашние лошади были в Месопотамии и Малой Азии.

И не просто были — известно, что в XIV веке до н. э. в Месопотамии уже имелось письменное руководство по выращиванию лошадей, причем настолько, видимо, серьезное, что английские коневоды до сих пор придерживаются принципов, изложенных в этой самой старой из дошедших до нас книг по коневодству.

Однако и в Месопотамии, как считают ученые, лошади могли появиться уже одомашненными.Во всяком случае, хетты называли их «ослами гор».

За 2 тысячи лет до нашей эры на древних памятниках Востока уже встречаются изображения лошадей, запряженных в колесницы.

Именно запряженных, а не оседланных! О том, что в те времена люди не ездили верхом, свидетельствуют и дошедшие до нас хеттские письменные трактаты по коневодству.

В древних книгах иранцев (примерно 3 тысячелетия до нашей эры) также упоминаются лишь кони в колесницах. Безусловно, если бы к тому времени уже существовала кавалерия, это нашло бы свое отражение и в письменных и в изобразительных памятниках: ведь кони, точнее, боевые колесницы были решающей силой в войнах в течение всего второго тысячелетия до нашей эры.

Полагают, что раньше всего коневодство возникло на территории Ирана и сопредельных с ним стран, а позже всего — в Аравии, ставшей впоследствии родиной классического коневодства, у тех самых арабов, которые вывели удивительных лошадей. В клинописи, во всяком случае, относящейся к 733 году до н. э.

сообщающей о богатствах, вывезенных завоевателями из Аравии (30 тысяч верблюдов, 20 тысяч голов рогатого скота и т. д.), нет упоминания о лошадях; нет упоминания о них и в более поздних письменных памятниках, не говорит о них и Плиний (первый век до нашей эры).

А древнегреческий историк Геродот даже подчеркивает, что у арабов лошадей не было: арабы, входившие в полчища Ксеркса, сражались на верблюдах.

Коневодство возникло в Аравии чуть ли не накануне новой эры, а расцвет его начался лишь с VII века.

Значение коневодства

Арабы, начав разводить коней, все делали, чтобы вывести сильных и быстрых, послушных и выносливых лошадей. (Они даже в соленой воде вымачивали уздечки, чтобы лошадь безболезненнее и легче к ней привыкала.) Одновременно начался культ лошади в Аравии.

Однако задолго до того, когда арабы вообще узнали о лошадях, культ этих животных уже процветал в Египте.

В Египет лошади попали лет за 1600 до нашей эры. По одним предположениям, туда из Азии они попали, по другим — завезены были племенами гиксосов, тогда живших в долине Нила.

Так или иначе, «ослы с востока», как называли лошадей в Египте, сразу же стали высокочтимыми животными: их упряжь и колесницы украшались золотом и драгоценными камнями, при дворе упряжью любимых лошадей ведали наследники правителя, а кучер был очень важной фигурой.

Древнеегипетское изображение боевой колесницы.

Высокопочитаемой была лошадь (как, впрочем, очень многие животные) и в Индии. Бог войны, считалось в Индии, имел туловище лошади, и поэтому в особых, исключительных случаях ему приносилась в жертву лошадь. И приносил ее собственноручно правитель страны.

В Японии белых лошадей держали при храмах, те в свою очередь принимали в религиозных празднествах участие.

Были священные лошади и у персов, а затем появились и у славян, которые, кстати, еще долго не знали и не произносили слово «лошадь». Это слово в русский язык пришло примерно 700—800 лет назад, из тюркских языков: в тюркских языках конь — «алаш». Сначала у славян буква «а» отпала, а потом «лаш» в слово «лошадь» превратилось и стало употребляться наравне с принятым до тех пор словом «конь».

Священные лошади белого цвета были тоже и у древних германцев. Германцы же их держали не при храмах, а в конюшнях, веря, что лошади эти могут отгонять нечистую силу — такая дана им власть от богов. А чтоб боги не рассердились, на белых лошадях запрещалось ездить верхом.

Но, пожалуй, нигде так не любили в те времена лошадей, как в Древней Греции.

Очевидно греки, узнали лошадей гораздо раньше арабов, и, возможно, несколько позже, чем египтяне. Во всяком случае, герои Троянской войны сражались уже на колесницах, а разрушение Трои, как считают ученые, произошло в 1184 году до нашей эры.

Ну и конечно, не будь у греков лошадей, не мог бы появиться и знаменитый «Троянский конь». Однако «возвышение» лошадей в Греции произошло чуть позднее, хотя и до этого они были посвящены одному из богов главных — богу морей и всех вод Посейдону.

Увлеченные соревнованиями греки, а особенно римляне не очень заботились о развитии кавалерии, хотя и имели специальных военных лошадей. (Кроме военных, римляне выделяли еще и беговых, извозных и племенных.) И поэтому, как заметил один из знатоков лошадей, римские кавалеристы были скорее «пехотой, посаженной на лошадей».

Напротив, германцы, разгромившие в IV веке Рим, были отличными кавалеристами.

Презирая поначалу даже попоны, которыми римляне и греки покрывали спины лошадей, они, тем не менее, стали изобретателями седел (эти седла имели вид двух плоских дощечек, прикрепленных к спине лошади и шкурой звериной покрытых) и стремян (три палочки, связанные в виде треугольника). Однако лошади у них были менее совершенны (впрочем, может быть, более выносливы?), чем у греков, римлян, персов, арабов.

Но еще раньше германцев (в IX—VIII веках до н. э.) прекрасно использовали в военном деле лошадей ассирийцы. Скотоводы и охотники, ассирийцы побеждали врагов не только благодаря своей отваге и воинственности, но и благодаря прекрасной организованности войск, в особенности кавалерии.

В войсках ассирийцев, кроме тяжелой и легкой пехоты, имелись боевые колесницы парной запряжки и всадники, которых было примерно в два раза больше, чем колесниц.

Сражение обычно начинали колесницы, на каждой из которых было по два воина. Эти «танки» древних ставили своей задачей прорвать фронт противника. В прорыв устремлялась пехота, а следом шла уже конница, которая помогала пехоте и преследовала убегающего противника.

Таким образом, ассирийцы, не изобретая, по сути дела, ничего нового, а лишь иначе используя лошадей, почти всегда побеждали противника.

Колесницы были и у древних египтян.

И появление этих колесниц большую роль сыграло в истории Египта, помогло ему значительно расширить границы. У египтян колесницы предназначались лишь для погони. (У ассирийцев в погоню шли всадники, которых, очевидно, в египетском войске не было.)

Но и колесницы, видимо, очень помогли им в борьбе со своими соседями.

Итак, лошадь была запряжена. Это — в истории человечества величайшее событие. Потом, примерно через два тысячелетия, человек сел на лошадь верхом. Когда произошло первое, когда второе событие, мы можем лишь предполагать. Но они значительно изменили не только судьбы отдельных народов, но и всего человечества в целом.

Источник: http://informvest.ru/istoriya-konevodstva.html

История развития коневодства

История развития верхового коневодства в мире

Северная Америка – родина лошадей. Появление лошади в Южной Америке, Африке, Австралии 

     Предками лошадей были кондиляртры, жившие 75 млн. лет назад, от которых и произошли все копытные.

     На территории США 60 млн. лет назад жил в тропических лесах маленький зверек, ростом примерно 30 см на ногах он имел по 4 пальца. А на задних по 3 это был эогиппус. Именно Северную Америку ученые и считают родиной лошадей.

Парадокс, но в Америке в каменном веке лошадей не стало. На этот счет есть два мнения: это связано или со сплошным оледенением материка или с уничтожением лошадей людьми каменного века.

В Америке лошадей не было много тысячелетий, а те мустанги о которых мы знаем лишь одичавшие лошади завезенные европейцами.

     Эогиппус постепенно расселялся по всей Америке и Евразии, перейдя по перешейку. Около 40 млн. лет назад он вымер. Его место занял мезогиппус, он был полностью трехпалый, что подтверждает смену субстрата, мягкие тропические леса сменяют степи.

Затем появился однопалый плиогиппус, который также произошел в Северной Америке и являлся  связующим звеном между эогиппусом и настоящим тарпаном. Плиогиппус являлся предком: – в Европе и Западной Азии от него произошла современная лошадь, -в Африке – ослы и верблюды, на Ближнем Востоке – куланы. Плиогиппус вымер приблизительно 10 тыс.

лет назад и в Америке не видели лошадей вплоть до XVI века, когда они «вернулись» на свою родину вместе с испанскими завоевателями. 

     В эпоху ледниковых периодов тарпан по существовавшим в те времена перешейкам между материками мигрировал в Европу, Азию, Африку. Впоследствии, примерно 10 тыс.

лет назад, с окончанием оледенения эти перешейки ( на их месте сейчас проливы: Гибралтарский и Берингов) исчезли, и это означало.

Что вымершие на одном из материков животные уже не могли вновь заселить его – по крайней мере без помощи человека.

В Африку одомашненные кони проникли во 2-ом тысячелетии до н.э. из Европы и Малой Азии. В Северной Африке было большое влияние арабской породы. В Южную Африку коней завезли колонисты в середине XVII века.

В 1493 году испанцы завезли первых лошадей в Америку. Впоследствии лошадей постоянно везли в Америку из Европы, поэтому здесь разводят такие породы как арабская, хакне, чистокровная верховая и выведен ряд новых пород: квотерхост, американский рысак, иноходец, морган и др. Есть свои местные породы лошадей в Канаде

     В Мексике и Южной Америке основой местных пород (мексиканской, креольской и др.) стали лошади испанской породы.

В Австралию первых лошадей завезли в XVIII веке из Южной Африки, куда в свою очередь, они были завезены из Европы.

     В Китае одомашненная лошадь известна со второй половины третьего тысячелетия до н.э. Сначала это были лошади степного типа, но со второго тысячелетия до н.э. китайцы стали ввозить аргомаков из Средней Азии.

Местные породы складывались под большим влиянием лошадей из Манчжурии.  Итак, вопреки утверждениям современных китайских историков, эта страна не являлась родоначальником коневодства в мире, более того, в Китае не выведено ни одной ценной породы.

                                                            

 Истоки и традиции коневодства в России 

     История Российского коневодства имеет свои особенности. Основной очаг одомашнивания лошади находился на просторах современных Сибири и юга европейской части России.

По своим климатическим и географическим условиям отдельные регионы столь огромного пространства отличались между собой довольно значительно, благодаря чему создавались условия для внутривидовой дифференциации домашней лошади тех времен.

Все это привело к образованию разнообразных пород, что обогащало практику разведения лошадей, способствовало умелому ведению коневодства.

Первыми совершенствовали лошадей народы Древнего Востока, населявшие территорию к северу от стран Двуречья. В VII – VI в. до нашей эры лучшие в мире несейские лошади Персидского царства. Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю, особенно Бактрия, простиравшаяся до южных районов современных Узбекистана и Таджикистана.

     В конце первого тысячелетия до н.э. славу несейских лошадей унаследовали кони Парфянского  царства, образовавшегося на месте Бактрии (юг современных Туркмении и Узбекистана, а также север Ирана и Афганистана). Сила и выносливость лошадей были основой боевой мощи парфянской конницы.

     Развитым коневодством обладали и древние народы Закавказья. На территории Армянского нагорья лошадей использовали для езды верхом и перевозки вьюков еще в третьем тысячелетии до н.э., а в середине второго тысячелетия их запрягали в боевые колесницы.

Коневодство  в лесной полосе Восточной Европы отличалось от степного, в первом тысячелетии до н.э. лошадей здесь использовали в основном на мясо. В первых веках н.э.

лошадей здесь стали применять в военных целях как транспортных, а с развитием землепашества и как рабочих.

     Таким образом в степях Западной и Восточной Европы лошади отличались выносливостью и могли совершать длительные переходы, так шло становление степных пород лошадей. В южных степях сформировались также степные лошади, но они имели больше верховых достоинств.

В северной и северо-западной зоне восточно-европейской части страны сформировались породы лесного типа. Возникшее разнообразие типов домашних лошадей, обусловленное внешними факторами, а также различными методами разведения, кормления и содержания, впоследствии закрепилось наследственно.

Это и стало основой  совершенствования пород лошадей.

     Начало становления отечественного коневодства относится к концу X столетия. В Древней Руси были лошади разных пород, как местных, так и привезенных с Востока и Запада. К XIII веку коневодство на Руси достигло значительного развития. Самые многочисленные табуны принадлежали князьям.

Потребность в лошадях была постоянно высокой из-за войн, которые почти непрерывно вели между собой удельные князья. Русская конница в домонгольский период была немногочисленна, что послужило одной из причин поражения в сражениях с монголо-татарскими завоевателями. Монголо-татарское нашествие XIII века, разорившее и поработившее Русь.

Губительно сказалось на коневодстве. Особенно пострадали южнорусские княжества, а это не могло не отразиться и на коневодстве Средней и Северной Руси, куда улучшенные лошади попадали главным образом из Киевского и других южных княжеств. В это же время прекратилось поступление восточных лошадей.

Не желая походить на быстрых татарских наездников, русские князья предпочитали ездить шагом на тихоходных, массивных лошадях, которых получали путем отбора при обильном кормлении.

     Прошло много времени, пока русское коневодство оправилось от разорения. Нескоро менялись и представления о полезных качествах лошади.

Первыми, кто оценил преимущества легких лошадей для военных целей был князь московский Д.И. Донской для своей конницы он использовал степных лошадей.

Таким образом татарские лошади, но облагороженные прилитием восточной крови, способствовали улучшению русской породы. 

Коневодство в Московской Руси.

     На Руси существовали две породы верховых лошадей: русская улучшенная (главным образом в центральных и западных областях) и татарская (на окраинах татарских земель).

Определенную роль в создании разнообразных русских пород сыграли поступившие с Запада через Великий Новгород ливонские клепперы и литовские жмудки.

Для обеспечения великокняжеских конюшен огромным количеством первоклассных лошадей, недостаточно было покупок от татар, нужны были собственные конные заводы, которые и были учреждены. 

Первые конные заводы

     Один из первых отечественных конных заводов был основан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве. Задачей конных заводов было лишь разведение пользовательных лошадей высокого качества для нужд их владельцев. Целью разведения было получение улучшенных русских лошадей крупного роста («боярские лошади»).

     В Московском княжестве вплоть до Петра Первого ценился медленный шаг лошади. Иначе было на окраинных землях и в степи. Здесь татары и казаки высоко ценили резвых лошадей. На южных рубежах, на Украине спросом пользовались верховые кони, а в северных землях, где в длинные зимы ездили на санях, была потребность в резвой упряжной лошади.

В соответствии с требованиями практической жизни еще в отдаленные времена была заложена основа создания на юге донской и украинской верховых пород, а в казанском царстве – казанок, выносливых и резвых лошадей. В начале XVII веке насчитывалось 13 конюшен, а затем 16.

огромное поголовье лошадей содержали народы, населявшие окраины России: Украину, Дон, Кубань, восток – это Урал и Сибирь.

     Войны которые вела Россия при Петре I требовали конских пополнений. Также строительство столицы Санкт – Петербурга, Кронштадской крепости – требовали больше лошадиной силы. Вследствие этого конные  заводы пришли в упадок. Постепенно исчезла порода русских (боярских) лошадей.

     XVIII веке начали принимать меры по восстановлению конных заводов. Например, был основан завод в селе Бобровском на р. Битюг в Воронежской области. Здесь была выведена русская утяжеленная рабочая порода – битюгская.

     После смерти Петра Первого были придворные конные заводы. Их задачей оставалось обеспечение императорского двора пользовательными лошадьми.

В 1739 году было основано десять новых конных заводов: Бронницкий, Хорошевский, Павшинский, Гавриловский, Даниловский, Сидоровский (Костромской уезд), Всегоднический (Владимирская губерния), Скипинский (Рязанская губерния), Богородицкий (Тульская губерния), Шелковский (до нашего времени не сохранился).

     Придворные конные заводы не обеспечивали лошадьми русскую армию, конские наборы с населением продолжались. Поэтому была начата организация государственных военно-ремонтных заводов.

В середине XVIII века в России началась быстрое развитие частного коннозаводства. Этому способствовал указ об отмене принудительных конских наборов.

Однако конезаводчики предпочитали верховым чистокровным породам, более крупных и недостаточно работоспособных.

     Оценивая итоги русского коннозаводства второй половины XVIII века, необходимо признать, что, несмотря на бурный рост численности конных заводов, задача улучшения коневодства в стране осталась невыполненной.

В создании первых отечественных заводских пород нужно отметить деятельность Орлова – Чесменского. Сначала свою работу по созданию орловской породы он вел в Подмосковье, но позже завод был переведен в Воронежскую губернию (1776 г.). Причиной этому послужил более суровый климат Подмосковья.

В Хреновом заводе орловские рысаки были выведены на основе арабского жеребца и датской кобылы. Продолжателем Орлова был Шишкин. К 1850 году во всех российских губерниях возникло множество частных рысистых заводов, их число приближалось к ста.

В результате столь бурное развитие коневодства обеспечило дальнейшее процветание рысистой породы. 

Первые отечественные ипподромы 

     1834 год – год основания Центрального Московского ипподрома. В 1838 году бега проходили уже в 24 городах. Постепенно совершенствовались и условия испытаний.

Рысаков разводили не специально для спорта, а как высококлассных экипажных лошадей, поэтому и испытывали их в русской дуговой упряжи, зимой в санках, а летом в беговых дорожках. Устраивали и состязания троек. Большое значение придавали не только правильности, но и красоте хода. В 1836 году была издана первая русская племенная книга.

     Тяжелые войны, которые Россия вела в начале XIX века, особенно Отечественная война 1812 года, потребовали много лошадей. Начали иссякать казавшиеся неисчерпаемыми ресурсы степных украинских лошадей.

Возникла проблема восстановления военных конных заводов. В это же время возникла необходимость улучшения массового коневодства, основой которого все еще оставалась беспородная слабосильная крестьянская  лошадь.

     Создавались земские случные конюшни: Саратовская, Тамбовская, Воронежская, Харьковская, Екатеринославская, Херсонская, Полтавская, Могилевская и Вологодская – в 1843 году. В 1844 – 49 гг.: Пермская, Вятская (Кировская), Сибирская, Орловская, Тульская, Черниговская, Курская, Рязанская, Подольская. Пензенская, Оренбургская, Виленская, Ярославская, Бессарабская.

     В 1860 – 70 гг. уже не придавалось значение нарядности экстерьера кавалерийской лошади, а внимание обращали на силу и выносливость. Самыми выносливыми считали степных лошадей. Открыты три конюшни: Оренбургская, Кустанайская, Тургайская. В 1890 году открыта первая в Сибири заводская конюшня – Томская. Развивался и конный спорт, который имел военно-прикладное значение. 

Источник: https://www.turboreferat.ru/zoology/istoriya-razvitiya-konevodstva/1285-8787-page2.html

Дача круглый год
Добавить комментарий